понедельник, 16 апреля 2018 г.

Консультация для родителей

Консультация для родителей
«Преимущество  дошкольного возраста в процессе подготовки детей к обучению грамоте  и  навыкам чтения»
              Л. Венгер  сказал: « Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Поэтому подготовка к обучению грамоте ребёнка дошкольного возраста должна начинаться не тогда, когда пытаются заставить его запомнить букву, а когда ему скажут: « Послушай, как поёт синичка!»  Для успешного овладения школьной программой ребёнку важно в детском саду приобрести умения слушать и понимать педагога, товарища, связно отвечать на вопросы, выполнять просьбы взрослых, аккуратно пользоваться книгой, правильно держать карандаш в руке, владеть простейшими навыками ручного труда.  Прежде чем начать читать, ребёнок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, иначе говоря, научиться проводить звуковой анализ слов.
              Программа по обучению чтению в первом классе требует в подгото-вительный  период учиться слышать звуки, различать гласные, согласные, сравнивать слова по звучанию, находить сходство и различие, делить слова на слоги, составлять из слогов слова. Позднее учиться делить речевой поток на предложения, предложения на слова и только после этого знакомиться с буквами русского алфавита, овладевая послоговым,  а затем слитным  способом чтения. Это одна из причин,  почему мы в детском саду занимаемся подготовкой к обучению грамоте. Ведь без этих знаний дети зачастую даже бегло читая, не понимают содержания текста, не могут пересказать прочитанное (механическое чтение), не слышат звуки, что приводит к неграмотному письму.
Очень важно не смешивать понятия «звук» и «буква», чтобы не затруднять процессы звукобуквенного анализа и синтеза. Названия согласных не должны даваться с призвуками ( СЭ, БЭ, МЭ и т.д.). Это приводит  к искажённому воспроизведению фонетического ряда читаемого слова. Например: МЭАМЭА  или  ЭМАЭМА вместо слова  МАМА,  МЭАКЭ  


вместо слова МАК и др. При таком  обучении невольно возникает нарушение процесса  чтения и читательский интерес ребёнка резко падает.
     ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ:
Звуки мы слышим и произносим.
Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык. Поэтому ГЛАСНЫЕ звуки легко поются (голосят, гласят). Гласные звуки обозначаются красным цветом.
Согласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть(ССС, МММ), но петь их невозможно. Поэтому они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма…). Поэтому эти звуки назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Согласные твёрдые звуки (П,Т,Б,Д,М,Н,) -в словах звучат сердито (твёрдо). Обозначаются синим цветом. Согласные мягкие звуки (Пь,Бь,Ть,Дь,Мь…)- в словах звучат мягко( ласково). Обозначаются зелёным цветом. Звуки (Ш,Ж,Ц) - всегда твёрдые. У них нет мягкой пары. Звуки (Ч,Щ,Й) –всегда мягкие. У них нет твёрдой пары.
             Для овладения первоначальными навыками чтения и письма требуется определённая готовность сенсомоторной и интеллекту-альной  сферы детей. Важнейшим компонентом успешной работы дошкольников по овладению грамотой является  сформированность фонематического восприятия. Иными словами, при обучении грамоте необходимо наличие добуквенного звукового периода обучения, который будет проходить ряд этапов: от умения разли-чать звуки (речевые и неречевые) до звукового анализа и синтеза.
По итогам занятий дети учатся:
-Проводить фонетический разбор слова (гласный, согласный, твёр-дый, мягкий, звонкий, глухой).
-не путать понятия «звук», «буква», «слово», «предложение», «текст».
-Знать порядок букв и их названия.
-Определять последовательность звуков в слове,  правильно делить слова на слоги.
-Составлять схему предложения, определять первое, второе, третье слово в нём.
-Правильно ставить ударение в словах.
-Составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их.
-Правильно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами.
Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный, систе-матический процесс по подготовке детей к овладению навыками чтения и письма. Подготовка к обучению грамоте в системе профи-лактики дислексии и дисграфии занимает важное место.
Дислексия – это частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Дисграфия –это частич ное  специфическое нарушение процесса письма.
Подготовка к обучению грамоте в детском саду поможет ребёнку в дальнейшем в период обучения в начальной школе избежать ошибок  при чтении и письме.


Комментариев нет:

Отправить комментарий